Олександр Левінтов “Освіта як ресурс інтелектуального розвитку”

Стенограма

Александр Левинтов «Образование как ресурс интеллектуального развития»

DSCN1527Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего сообщения «Образование как ресурс интеллектуального развития», несколько не то, что там было.

Я буду обсуждать всего три тезиса, три проекта. Не потому, что их всего вообще три, а это те три проекта, в которых я принимаю участие.

1. Смена воспроизводственной парадигмы образования на парадигму развития.

Традиционно мы считаем, что образование это один из важнейших механизмов социо-культурного возпроизводства, социо-культурной трансляции. И вот наша группа достаточно оголтелых людей взяла на вооружение более кардинальную идею образования, как средство социальных преобразований, а не воспроизводство имеющейся социо-культурной действительности.

Базовым полипроцессом этой образовательной парадигмы, является процесс развития, т.е. развитие собственно тех, кто образовывается, образователей, средств и методов, профессиональной среды или содержания образования, интеллектуальных образовательных ресурсов, социо-культурной среды, деятельности, инфраструктур, сервисов, и наконец места. В идеале образуемые и образователи формирую единую образовательную группу, которая участвует в проектах, исследованиях, консалтинге и во всем таком прочем.

Развитие – это разворачивание свитка

С такой неявной специализацией образователи концентрируются на идеях средств и методов, а образуемые на собственном образовании. При этом мне очень нравится американская идея о том, что образователи должны образовываться быстрее образуемых. Мне эта их концепция очень симпатична. Процесс образования в этой связи становится процессом самообразования и основное, чем занято это образование как система социальных преобразований – это насыщение пространства новыми идеями, новыми слоями, новым сложностями.

И в этом смысле такое образование всегда венчурно, авантюрно и рисково. Поэтому здесь очень часто сталкиваются старт-апы, в том числе и неудачные старт-апы, повторения и т.д. Я бы хотел этот тезис завершить одним очень небольшим дополнением к пониманию процесса развития, вообще это методологически очень хорошо проработанная тема. Мне очень нравится то, что слово «развитие» этимологически связано со свитком. Развитие – это разворачивание свитка.

Искусственным образом, т.е. своим волевым образом мы разворачиваем этот свиток, но что там написано – мы не знаем. Это всегда тайна для нас и в этом смысле подобного рода вещи всегда авантюрны и есть подозрение, что делаемы мы это исключительно из собственного любопытства.

Хотя развитие процесс точечный, взрывной, дискретный, но подобного рода образование как развитие должно быть достаточно монотонным

Вторая метафора связанная с этим разворачиванием свитка связана с иудаистской традицией по субботам читать тору. Читают уже несколько тысяч лет, в принципе одно и то же, но при этом каждый из слушающих и читающих начинает понимать эти давно знакомые тексты и слова по-новому и поэтому происходит развитие человека. Он за счет своих пониманий начинает этот процесс развития на самого себя.

При этом я должен заметить, что к удивлению своему, а это я говорю сейчас о проекте корпоративного университета «ВИАНСА», к своему удивлению, мы пришли к выводу, что хотя развитие процесс точечный, взрывной, дискретный, но подобного рода образование как развитие должно быть достаточно монотонным. Нельзя прорваться толчками, рывками и набегами. Это должна быть довольно монотонная работа. При этом, конечно, гигантский отсев. Наш университет существует 8 лет. Его «поголовье» это человек 30-40. Через университет прошло несколько сотен человек.

2. Второй тезис связан с элитой и элитным образованием.

То, что мы сегодня называем элитой можно брать только в кавычки

Я напомню, уважаемым коллегам, что само слово элита пришло к нам от спартанцев, от их слогана «Эль тэ, эль элитэ» – со щитом или на щите. И в этом смысле они элиту понимали только посмертно.

То, что мы сегодня называем элитой можно брать только в кавычки, постольку поскольку как на Украине, так и в России это показатель частоты мелькания на экране. И не более того. Элита и ее основное предназначение – это порождение новых смыслов бытия или смысла бытия. Элита всегда несет на себе аскезу, самоотречение во имя общественного блага или общественных целей. И если мы будем говорить о современной элите, то как ее понимают современные элитологи, то элита играет очень интересную роль в осуществлении баланса интересов государства и общества. Если интересы государства превозмогают интересы общества, то элита должна выровнять этот баланс.

При этом это можно делать или силовым методом, как это мы видим и привыкли, игра с нулевой суммой. Сегодня я начальник – ты дурак, потом наоборот. Либо путем торга. Примитивного торга, буквально по схеме рынка. Вот очень важно, что и для нас, и для Украины элита выполняет одну очень важную роль в этом балансе: она должна провести смену этической парадигмы. От игры с нулевой суммой. Я напомню вам события конца 80-х годов, когда общество превозмогло государственные интересы и просто  снесло КПСС как государственную машину.

Побеждает тот, кто наиболее бескорыстен

И мы видим сегодня в России, и не только в России, но и в Украине, когда государственные интересы давят общественные. И не дай бог, если сегодняшняя наша оппозиция придет к власти, то они просто снесут предыдущую. И это будет все та же игра с нулевой суммой, а не игра на приращение. Да, и все. При чем, бессодержательно. На негативе, как это было в конце 80х годов. И возникает идея элитного образования, не элитарного образования, а элитного образования, очень жесткого. По схеме выборов крысиного короля. При этом побеждает тот, кто наиболее бескорыстен.

Это очень хитрая игра, при этом открытая и честная. Я не буду вдаваться в подробности этой системы образования, но мы вроде бы как разработали схему такого образования.  Вопрос стал за одним – где это реализовать? Если удастся это реализовать в Украине – ок. В мае я обсуждал эту тему в нашем Министерстве образования практически среди своих единомышленников. Я понял по их лицам и по их мнениям и по их оценкам, что они сделают все, что угодно лишь бы этого не было в России.

3. И, наконец, третий тезис.

Тут я пропускаю очень многое. Я надеюсь то, что я пропускаю, пройдет в другом формате, в работе групп, в частности власти и политика для элитного образования, для формирования элиты. Но это очень большая тема. Она только для очень малой группы.

Необыкновенный, новый, модерновый интеллектуальный ресурс

Третий тезис связан с Серебряным университетом. Серебряный, постольку, поскольку это университет для тех, кому за 50. И дело вовсе не в том, чтобы, хотя это очень важно, научить людей быть пенсионерами, научить людей грамотно заканчивать жизнь, и может быть даже грамотно умирать.

Для меня, в контексте происходящего здесь, очень важно, что студент Серебряного университета  в качестве своей дипломной, магистерской или докторской, не важно, какого статуса работы, должен выложить свой жизненный опыт, свои знания, которые, по его мнению, будут важны для следующей генерации. Не для него лично. Для этого существует жанр мемуаров, а для последующих генераций, в частности, молодые студенты, уже не Серебряного университета должны быть в приемной комиссии этих защит дипломов или магистерских.

Это необыкновенный, новый, модерновый интеллектуальный ресурс, который пока  спокойно уходит в пепел или в землю. На этом я позволю себе остановить свое выступление.

Благодарю за внимание!

Advertisements

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s