Войчех Вжосек “Між сommunitas і корпорацією”

IMG_3254

Стенограма

Войчех Вжосек “Между communitas и корпрорацией”

Во-первых, извиняюсь за мой язык. Я не часто практикую русский, но постараюсь доступно сказать то, что я подумал, когда организаторы меня вежливо сюда пригласили после моего последнего турне по Украине по поводу моей книги (Войчех Вжосек «История, культура, метафора. Возникновение неклассической историографии. Об историческом мышлении» (2012) – ред.).

Я думаю, мы должны здесь о чем-то другом поговорить. Мы должны серьезно подумать про проблемы, о которых говорил профессор Волков. Как все это реализовать, а не просто один раз собраться и послушать, как в России копируют Америку. Нам нужно собрать людей, которые сделают диагностику ситуации в Украине.

То, что я слышу в Польше про Украину, это пакет стереотипов, в большинстве – ложных, или поверхностных мнений про ситуацию здесь.

Если говорить о системе образования здесь, то надо солидно поработать полгода или год и по результатам этой диагностики определить главные проблемы. Иначе через некоторое время мы или вы опять соберетесь и будете дальше обмениваться своими интересными, но субъективными мыслями. Надо собрать людей, не обязательно всех из Украины, но большинство, чтобы было из Украины, и пробовать анализировать, делать диагностику этой ситуации.

Вот Андрей Волков говорил, что он ничего не может сказать о ситуации с образованием на Украине, я тоже могу сказать, что ничего не знаю про ситуацию с образованием на Украине. Также я могу очень много рассказать, как ректор, как член аттестационной комиссии, как член акредитационный комиссии по высшему образованию, как эксперт комиссии по грантам. Мне приходилось находится в очень разных ролях. У меня есть очень критический опыт Польши, но он субъективный. Это же не профессионально сделанный анализ, просто опыт критического гражданина, который не занимается этим профессионально.

Этим должны заниматься профессионалы в области образования, такие как господин Волков. Им надо дать задачу провести такой анализ в сфере образования. На это нужно выделить бюджет. А потом нужно организовать двухдневную встречу этих специалистов, но уже без публики, дискуссий и разных споров, и подготовить 10-15 страниц отчета о ситуации.

Я могу занять у вас всех полчаса времени рассказами о моих наблюдениях в области образования, но это не принесет пользы. У кого-то еще будет другая точка зрения по этому поводу, и это будет не анализ эксперта, а просто мысли участника, пускай даже интелегентоного, но участника.

Недостаточно ждать пока уйдет старое поколение, ведь новое поколение уже растет

Я считаю, что очень важной задачей было бы, и я как эксперт могу это сделать, объяснить, почему такая большая ненависть между определенными группами людей в Польше и в Украине. Как это сложилось на разных уровнях.

Это действительно существует, и я не преувеличиваю. Иногда можно подумать, что эта ненависть имеет биологический статус, если говорить метафорически. И это есть одним из тормозов и бед этих народов. Но как обойти эту проблему? Что с ней делать?

Недостаточно ждать пока уйдет старое поколение, ведь новое поколение уже растет. Вот об этом я могу рассказать как профессионал. Есть глубокие культурные причины такого раздела. И мы сейчас готовим международный грант на исследования этой проблемы. Это нужно очень основательно исследовать, а не просто прийти из улицы и начать что то говорить об этом. Ничего не даст даже очень интересный и захватывающей доклад на полчаса про эту проблематику.

Организаторам надо собрать группу компетентных людей (из тех, кто есть здесь или сегодня здесь отсутствуют), выделить им деньги на исследования, и дать конкретную задачу. И тогда мы получим более-менее взвешенную картину происходящего в этой сфере. Это конечно робота не для государственных организаций. Этим должны заниматься люди, которые не зависят ни от кого, и которые ценят эту независимость больше чем, скажем, зарплату.

Очень важно, чтоб была автономия и независимость университетов

Для начала у меня есть две идеи.

Во-первых, это очень важно, и об этом сегодня уже говорилось, чтоб была автономия и независимость университетов. Университет – это не здание, я был много лет ректором великолепного по внешнему виду частного ВУЗа, но нам не удалось создать сообщество. Как говорил уже господин Волков, рынок не позволяет сразу добиться высокого качества. Я не был в таком хорошем положении, чтобы сказать частным собственникам не давать нам денег или отказаться брать у государства 50 миллионов, потому что мне эти 50 миллионов принесут богатые студенты.

Надо сначала чательно проанализовать ситуацию в Украине, а не пропогандировать великолепные американские или московские программы

Каждый проект нужно рассмотреть вблизи, и понять для кого он: для элиты или кого-то еще. Это все выглядит очень эфэктно, но никто больше кроме России или похожих стран не имеет таких больших ресурсов, что бы сказать нам нужно 26 миллиардов, но давайте 18. Надо сначала чательно проанализовать ситуацию в Украине, а не пропогандировать великолепные американские или московские программы. Ведь мы здесь для того чтобы помочь более-менее объективно описать данную ситуацию в Украине и предложить нужные решения, если все так плохо.

На этом я хочу закончить и сэкономить вам немного времени. Я думаю, мы можем где то сесть и подискутировать на определенные темы, ведь у нас нет, по моему, времени чтобы говорить только про какие-то ВУЗы.

Спасибо!

2 thoughts on “Войчех Вжосек “Між сommunitas і корпорацією”

  1. Пінгбек: Войчех Вжосек |

  2. Пінгбек: Максим Стріха «Стан та перспективи української науки» |

Залишити відповідь

